Тема 1: Аудит в системе финансового контроля

Понятие аудиторской деятельности

Аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей. Правовые основы регулирования аудиторской деятельности определяет ФЗ №119.

Классификация аудита содержит 4 вида аудита:

Причины проведения обязательного аудита:

  1. необходимо проводить тем организациям, которые работают с денежными средствами физических и юридических лиц (банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, АО)
  2. когда предприятие имеет большой объем выручки от реализации и большой объем имущества (крупные налогоплательщики)
Выделяют 3 функции аудита:
  1. подтверждающая - характеризуется тем, что при проверке, аудитор, проверяет и утверждает каждую хозяйственную операцию и параллельно с бухгалтером создает собственные учетные регистры
  2. системно-ориентированная - предусматривает наблюдение систем, которые контролируют хозяйственные операции, эта функция позволяет аудиторам проводить экспертизу на основе внутреннего контроля
  3. функция аудита базирующаяся на риске - это такой аудит, когда проверка может проводится выборочно в основном в узких местах предприятия (касса, зарплата, банк, определение налогооблагаемой прибыли и уплата налогов).

Виды аудита:

Цели и задачи аудита

Целью аудита является выражение мнения по достоверности финансовой отчетности предприятия и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству.

Задачи при проведении аудита:

  1. формулирование принципов подготовки плана и программы аудита
  2. формулирование принципов документирования аудита
  3. формулирование требований к форме и содержанию рабочей документации аудита
  4. определение порядка составления и хранения рабочей документации
  5. определение видов источников и методов получения аудиторских доказательств
  6. по результатам проведенного аудита выражение мнения по достоверности отчетности предприятия

Создание аудиторской организации

Аудиторская организация может быть создана в любой организационно правовой форме за исключением ОАО, при этом в фирме не менее 50% кадрового состава должны быть граждане России, постоянно проживающие на её территории. Если же руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, то тогда в этой фирме должно быть не менее 75% граждан России. В штате аудиторской организации должно быть не менее 5 аудиторов. Аудитором является физическое лицо, которое отвечает квалификационным требованиям, которые устанавливают федеральные органы, также должен иметь квалификационный аттестат аудитора.

При проверке финансовой отчетности аудиторы проверяют правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, при этом особому вниманию подвержены следующие моменты:

  1. все ли активы и пассивы отражены в отчете
  2. все ли документы использованы в отчете
  3. насколько фактическая методика оценки имущества отличается от принятой в учетной политике предприятия
  4. проверяется отчет о прибылях и убытках, правильно ли определена налоговая база и правильно ли сделан расчет налога на прибыль
  5. правильно ли отражены изменения в объеме уставного капитала
  6. правильно ли отнесены доходы и расходы к отчетным периодам
  7. правильно ли отражены остатки по счетам аналитического учета и соответствуют ли они общим оборотам по синтетическим счетам

Когда аудитор составляет свое мнение по проверке то он должен отразить следующие вопросы:

  1. соответствует ли отчетность всем предъявленным требования и нет ли в ней противоречивой информации
  2. правильно ли обоснованны суммы, которые включены в отчетность
  3. правильно ли оценены и подсчитаны активы, обязательства и другие статьи
  4. правильно ли классифицированы хозяйственные операции (правильно ли составлены проводки)
  5. соответствуют ли операции отраженные в балансе тому периоду в котором они были проведены
  6. раскрыта ли в отчетности вся деятельность за отчетный период

Виды сопутствующих аудиту услуг

Аудитор может оказывать следующие услуги:

Сопутствующие услуги могут быть подразделены:

  1. Услуги действия - это услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом (которые раньше не были созданы).
  2. Услуги контроля - это услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованных аудиторской организацией с экономическим субъектом (инициативный аудит, контроль ведения учета и составления отчетности, контроль начисления и уплаты налогов, тестирование бухгалтерского персонала и персонала аудиторских фирм)
  3. информационные услуги - это услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам, проведение обучения, семинаров, круглых столов, издание методических рекомендаций и так далее.

Услуги, несовместимые с аудиторской деятельностью:

  1. вести бухгалтерский учет на предприятии
  2. нельзя составлять декларации по налогам
  3. самим составлять бухгалтерскую отчетность

Запрещается заниматься какой либо другой предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих услуг.

Принципы аудита

К основным принципам ведения аудиторской деятельности относятся независимость и объективность при проведении проверок, конфиденциальность, профессионализм, компетентности и добросовестность аудитора, использование метода статистики и экономического анализа, доброжелательность по отношению к клиенту, ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок.

Независимость аудитора обусловлена тем, что он не является сотрудником государственного учреждения, не работает под их контролем и не имеет на проверяемых предприятиях никаких имущественных и личных интересов.

Объективность обеспечивается высокой профессиональной подготовкой аудитора, большим практическим опытом и знанием новейшей методической литературы.

Когда нельзя проводить аудит:

  1. Аудиторам, являющимся учредителями или участниками аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерам, то есть теми людьми которые несут ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности.
  2. Нельзя проводить аудит лицам находящимся в личном родстве.
  3. Аудиторским организациям руководители и иные должностные лица которых являются учредителями аудируемой организации.
  4. В организациях, которым в течении 3 лет оказывались услуги по ведению и восстановлению бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности.

Конфиденциальность - это важнейшее требование при осуществлении аудиторской деятельности. Аудитор не должен предоставлять каких либо сведений никакому органу о хозяйственной деятельности, проверяемого предприятия. За разглашение тайн своих клиентов он должен нести ответственность: по закону, моральную, и материальную. Аудитор не должен оказывать клиенту услуги в тех областях в которых он не имеет достаточных профессиональных знаний. Ответственность аудитора проявляется в том, что он отвечает за свое заключение о финансовых отчетах проверяемого предприятия. Ответственность за содержание отчетов несет руководитель проверяемого предприятия.

Субъекты обязательного аудита

Обязательный аудит - это обязательная ежегодная проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации.

Финансовая отчетность организации включает:

  1. бухгалтерский баланс
  2. отчет прибылях и убытках
  3. приложения к отчетам, которые обусловлены нормативными актами
  4. аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации
  5. пояснительная записка

Обязательными условиями для проведения являются следующие условия:

  1. Если организация имеет организационно-правовую форму - ОАО.
  2. Если организация является кредитной организацией, страховой, товарные или фондовые биржи, инвестиционные фонды, то есть те организации, которые работают с денежными средствами физических и юридических лиц.
  3. В организации, объем выручки, которых от реализации продукции за год превышает в 500 000 раз установленный законом МРОТ или сумма актива баланса на конец отчетного года превышает в 200 000 раз МРОТ.
  4. Если организация является государственным унитарным предприятием или муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения и если его финансовые показатели соответствуют условиям пункта 3.

При проведении обязательного аудита в организациях в уставном капитале которых доля государственной собственности не менее 25%, то заключение договоров на проведение аудита должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Аудиторская проверка организации, документация которых содержит сведения государственной тайны может проводиться только аудиторскими организациями в уставном капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным юридическим и физическим лицам и кроме этого проводят лица, имеющие допуск к сведениям составляющим государственную тайну. Закон обязывает аудиторские организации хранить тайну о операция аудируемых лиц.

Перечень документов, регулирующих порядок проведения обязательного аудита

  1. Федеральный Закон "О банках и банковской деятельности" №395-1 от 2.12.1990 в редакции 29.12.2004 №192-ФЗ
  2. Федеральный Закон "Об организации страхового дела в РФ" №4015-1 от 27.11.1992, последняя редакция 20.07.2004 №67-ФЗ
  3. Федеральный Закон "О негосударственных пенсионных фондах" №75-ФЗ от 7.05.1998, последняя редакция №155-ФЗ от 2.12.2004
  4. Закон "О потребительской кооперации в РФ" №3085-1 от 19.06.1992, последняя редакция в законе №31-ФЗ от 21.03.2002
  5. Закон "Об акционерных обществах" №208-ФЗ от 26.02.1995, последняя редакция 29.12.2004 №192-ФЗ
  6. Закон "О финансово-промышленных группах" №190-ФЗ от 30.11.1990

Ответственность предприятий за уклонение от проведения обязательного аудита

В законе говорится о том, что аудиторские организации и их руководители, так же и аудируемые лица несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства. Осуществление аудиторской деятельности без соответсвующей лицензии влечет взыскание штрафа в размере от 100 до 300 МРОТ. Уклонение организации подлежащей обязательному аудиту от его проведения наказывают штрафом от 500 до 1000 МРОТ. Взыскание штрафов производится в судебном порядке на основании постановления, судебного решения уполномоченного федерального органа за привлечение к ответственности за указанное правонарушение.

Нормативное регулирование аудиторской деятельности

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности

Становление аудиторской деятельности и ее нормативное регулирование включает следующие уровни:

  1. Включает закон об аудиторской деятельности, который относится к основным законодательным актам. Закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности
  2. Разработка федеральных правил или стандартов. До их принятия действовали российские правила или стандарты, они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности. На данный момент существует 38 национальных стандартов и 16 федеральных стандартов.
  3. Внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающих правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета и хозяйственного права.
  4. Внутрифирменные стандарты, которые разрабатываются внутри аудиторской организации на базе федеральных правил и практики аудита.

Федеральный закон об аудиторской деятельности

До выхода данного закона аудит развивался стихийно и этот период называют первым этапом развития аудита в России (90-93 годы); 93-2001 год - это второй этап, до выхода закона - это период становления российского аудита, в становлении аудита сыграли большое значение временные правила. 6 мая 1994 года № 482 (постановление "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности"). Принятие данного закона означает развитие нового, третьего этапа аудиторской деятельности, который создает перспективы дальнейшего развития аудита.

Закон представляет концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в России. Федеральный закон включает 22 статьи. В законе отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих услуг.

Приведем права и обязанности аудиторской организации, а также права и обязанности аудируемых лиц.

В законе дано определение обязательного аудита, приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правила аудиторской деятельности и аудиторского заключения. Включено и рассмотрено понятие независимости аудиторской организации и аудиторов. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторской организации, порядок аттестации аудиторов и порядок лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности. 3 статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного государственного органа государственного регулирования аудиторской деятельности, а также совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. В законе также определена ответственность за нарушение закона об аудите.

Аудиторские стандарты

До принятия закона с 1996 по 2000 год в России было создано 38 стандартов или правил по аудиторской деятельности, они называются российские или национальные. Они являются основной методологической базой аудиторской деятельности.

Созданные 38 правил включают 11 групп, из них 10 групп соответствуют международным стандартам, а 11 группа называется "Образование и подготовка кадров" и включает стандарты: образование аудитора и программы квалификационных экзаменов, порядок сдачи, формирование экзаменационной комиссии и регламент их работы.

Структура Российских правил, группы:

  1. "Вводное замечание", включает 3 стандарта, эти стандарты содержат перечень терминов по аудиторской деятельности, требования к внутренним стандартам аудиторских организаций, состав и содержание сопутствующих услуг.
  2. "Ответственность", содержит 9 стандартов, эти стандарты посвящены ответственности аудиторов и аудиторских фирм, в них рассмотрены вопросы внутреннего и внешнего контроля, проверки соблюдения нормативных актов, а также права и обязанности лиц проводящих аудит и письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита.
  3. "Планирование", включает 3 стандарта, эти стандарты относятся к планированию аудиторской проверки.
  4. "Внутренний контроль", включает 2 стандарта, описывают процедуру внутреннего контроля в том числе и условия компьютерной обработки данных у клиента
  5. "Аудиторские доказательства", включает 9 стандартов, здесь рассматриваются методы сбора аудиторских доказательств, аудиторская выборка, использование оценочных показателей в бухгалтерском учете и другие.
  6. "Использование работы третьих лиц", включает 3 стандарта, в этих стандартах предусматривается использование для проведения аудита экспертов других аудиторских фирм.
  7. "Выводы и отчеты в аудите", включает 3 стандарта, эти стандарты посвящены вопросам составления отчетов и выводов, разработки заключения, порядку оформления письменной информации аудитора руководству предприятия.
  8. "Специализированные области", включает 2 стандарта, содержатся материалы, посвященные проведению аудита по специальным аудиторским заданиям и изучения прогнозной финансовой информации.
  9. "Задания", разработанных стандартов нет.
  10. "Положение по международной практике аудита", содержит 4 стандарта, в этих стандартах рассмотрены вопросы использования компьютера и общение с налоговыми органами.
  11. "Образование и подготовка кадров", включает 1 стандарт, посвященный вопросам образования аудиторов и программе для сдаче экзаменов.
Сайт управляется системой uCoz